В «Сань-у ли-цзи», иначе говоря, в «Записи циклов по третьим и пятым», которое является маловразумительным сочинением, датируемым III столетием нашей эры, сегодня известном исключительно по цитатам в поздних трудах, была поведана некая история о богах Китая. Небо и Земля некогда были слитыми воедино и звались хунъ-дунъ. Они сравнивались с куриным яйцом, внутри которого и был порожден бог Пань-гу. Кстати, его имя, возможно, обозначает «свернувшаяся древность». В прошествии 18 тысяч лет первоначальная масса поделилась пополам, став светлым, из которого в последствие образовались Небеса, а также темным, тяжелым, образовавшим Землю.
После того на протяжении еще 18 000 лет Небеса каждый день в высоту увеличивались на десять футов, а Земля становилась больше в толщину на десять футов. В это же время Пань-гу рос на десять футов в длину. Вот так Земля и Небо и пришли к разделению на свое нынешнее расстояние, которое составляет 90 тысяч ли, то есть, около 30 тысяч миль.
Другие древние тексты, по всей видимости, более поздние, также добавляют к указанной выше информации то, что Пань-гу потом умер, а его дыхание стало ветром и облаками, а голос превратился в гром. Его левый с правый глаза, соответственно, стали солнцем и луной, а четыре конечности стали пятью «телами». Иногда это трактуется, как 5 пальцев. И они ассоциируются с четырьмя сторонами света и пятью великими горами.
Его кровь стала реками, а мускулы и вены – слоями земли. Плоть божества стала почвой, в то время, как волосы с борода превратились в созвездия, а кожа с волосами на теле – в растения с деревьями. Его зубы и кости постепенно стали металлами и камнями, а костный мозг – золотом и драгоценными камнями. Пот его выпадает дождем. Самое интересное, что паразиты на его теле после смерти оплодотворились ветром и стали нами, то есть, человеческими существами.
Рогатый творец
В картинах и изображениях боги Китая всегда владеют некоторыми предметами. И поскольку этот бог относится к куда более позднему времени, то он обычно представляется, как рогатый творец, высекающий вселенную с помощью молотка с теслом. В таких сочинениях, преимущественно относящихся к III веку или к еще более поздним периодам времени, обнаруживается единственный миф, который более или менее четко определяется, как миф творения.
Большинство из китайских ученых уверенно полагают, что он не имеет китайского происхождения. Они связывают данную информацию с мифом про предков племен мяо и яо, бывших народами Южного Китая. Они, кстати, впервые тоже упоминаются лишь III столетии. По древним данным эти племена происходили от собаки, именуемой Пань-ху. Вроде как этот пес был любимцем легендарного китайского правителя Ди-ку. Тот правил примерно в 2400 году до нашей эры. Он добился успеха, когда принес своему хозяину голову ужасного варварского полководца, а потом по предварительной договоренности был награжден за свои заслуги подарком.
Им стала дочь императора, ставшая женой пса. Их потомки и явились племенами мяо и яо. Впрочем, кроме фонетического сходства в именах богов Пань-гу и Пань-ху с тем бесспорным фактом, что оба культа имели центр в южной части Китая, где их часто между собой смешивали, больше видимого сходства у данных мифов нет.